Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя

Версия для слабовидящих

Сброс настроек
Увеличить размер шрифта
Уменьшить размер шрифта
Бесцветный режим
Опубликовано 15 Декабрь 2017

Пояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов города Севастополя на 2018-2020 годы

  1. Общие сведения

Прогноз баланса трудовых ресурсов города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов (далее – прогноз баланса трудовых ресурсов) разработан в соответствии с требованиями Закона о занятости населения в Российской Федерации, на основании Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 № 178н.

Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов увязаны с соответствующими показателями раздела «Труд и занятость»  Прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одобренного  постановлением Правительства Севастополя от 05.10.2017 № 740-ПП (базовый вариант).

Исходной информацией для  разработки прогноза баланса трудовых ресурсов стали  предварительные данные баланса трудовых ресурсов за 2016 год, разработанные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополю (далее – Севастопольстат), показатели органов исполнительной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных территориальных фондов;  оценочные показатели.

Прогноз  баланса трудовых ресурсов содержит  два взаимосвязанных раздела:

– ресурсная часть (трудоспособное население в трудоспособном возрасте, иностранные трудовые мигранты, работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста);

– распределительная часть (занятые в экономике, в т. ч. в разрезе 19 видов экономической деятельности; не занятые в экономике).

Значения показателей прогноза баланса трудовых ресурсов рассчитаны в среднегодовом исчислении.

Прогноз баланса трудовых ресурсов разработан в целях определения соответствия между потребностью экономики в трудовых ресурсах и ожидаемым их наличием на территории города Севастополя.

  1. Состояние трудовых ресурсов города Севастополя в 2016-2017 годах

По предварительным данным баланса трудовых ресурсов, сформированного Севастопольстатом,  в 2016 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали 261,7 тыс. человек, что составило 102,9% к аналогичному показателю в 2015 году.

Занятость в экономике также имела положительную динамику. Среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась до 171,3 тыс. человек против 167,9 тыс. человек в 2015 году (к 2015 году — 102%).

Распределение занятого населения в экономике по видам экономической деятельности в 2016 году сложилось следующим образом: наибольший процент занятых зафиксирован по видам экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 21,2%; «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» — 12,3%; «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» — 9,7%; «обрабатывающие производства» — 9,3%; «строительство» — 7,8%;  «образование» — 7,5%; «здравоохранение и предоставление социальных услуг» — 7,2%.

Положительные тенденции в сфере занятости населения закрепились в 2017 году.

По данным обследований экономической активности населения  численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет по городу Севастополю за III квартал  2017 года составила 203,9 тыс. человек, или 64,5% от общей численности населения города соответствующей возрастной группы (в аналогичном периоде 2016 г. – 188,7 тыс. чел., или 62%).

В составе рабочей силы 194,7 тыс. человек были заняты экономической деятельностью, что на 16,2 тыс. человек больше в  сравнении с аналогичным  периодом 2016 года. Уровень занятости населения соответственно увеличился на 2,9 п.п. и составил 61,6%  к численности рабочей силы.

Численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) в среднем за июль-сентябрь 2017 года составила 9,2 тыс. человек, что на 9,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом обследования в 2016 году. Уровень безработицы в определении методологии МОТ также имеет тенденцию к снижению. По  данным Росстата уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, в  среднем за III квартал 2017 года составил 4,5% (июль-сентябрь 2016 г. – 5,4%), что ниже  среднего показателя по Российской Федерации (в РФ – 5,0%) и является наименьшим   среди субъектов ЮФО (в среднем по ЮФО – 5,7%).

Ожидается, что по итогам 2017 года общая численность  занятого населения  составит 191 тыс. человек, что на 5,4% больше в сравнении с 2016 годом. Уровень занятости, соответственно возрастет до 60,4% против 59,6% в 2016 году.

Среднегодовая численность занятых в экономике города (без военнослужащих и др. категорий населения) в целом за 2017 год составит 183,1 тыс. человек (к 2016 году — рост на 6,9%). Это, в значительной степени, связано с увеличением числа граждан с формализованной занятостью.

Так, среднесписочная численность наемных работников в обследуемых сферах экономической деятельности (по полному кругу организаций) в среднем за 8 месяцев 2017 года составила 100 тыс. человек, или 110,4% к аналогичному периоду в 2016 году.  Из них 40,5% — работники бюджетной сферы, 26% — заняты в сфере торговли и предоставления услуг, 10,7% — в добывающих и обрабатывающих производствах.

После существенного падения в 2014-2015 годах, оживился спрос работодателей на рабочую силу: количество вакансий, заявленных работодателями в городскую службу занятости, в 2016 году превысило показатель 2015 года почти на 20%, в 2017 году будет соответствовать значениям 2016 года и составит по оценке 17,4 тыс. вакантных должностей и свободных рабочих мест.

Учитывая достаточно низкий уровень общей безработицы, который сложился за 9 месяцев 2017 года, значение ожидаемого показателя в 2017 году составляет 5,4% численности рабочей силы.

Численность трудовых ресурсов  с учетом сложившихся в 2017 году демографических и миграционных процессов увеличится до  265,8 тыс. человек.

  1. Прогноз баланса трудовых ресурсов города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов

Численность трудовых ресурсов определяется, исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих лиц за пределами трудоспособного возраста и численности иностранных трудовых мигрантов.

В основе формирования трудовых ресурсов лежат  демографические и миграционные процессы.

Согласно прогнозу, сформированному с учетом демографического прогноза Севастопольстата до 2035 года, численность населения города Севастополя,  2018-2020 годах будет ежегодно увеличиваться и в 2020 году составит 455 тыс. человек (в 2016 году – 422,5 тыс. человек). Численность населения трудоспособного возраста также будет увеличиваться, но более медленными темпами, что скажется на структуре населения города: доля населения трудоспособного возраста снизится с 56,6% в 2016 году до 55,5% в 2020 году, за счет роста численности населения старше и моложе трудоспособного возраста.

На фоне сохраняющейся  миграционной активности и улучшения демографических показателей в прогнозном периоде численность трудовых ресурсов города будет также постепенно увеличиваться и в 2020 году по данным расчета составит 275,7 тыс. человек против 261,7 тыс. человек в базовом 2016 году.

В структуре трудовых ресурсов по сравнению с 2016 годом произойдут изменения. Хотя по-прежнему будет преобладать трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 90% (в 2016 г. — 90,8%), доля работающих лиц за пределами трудоспособного возраста возрастет до 9,5% (в 2016 г. – 7,8%). Увеличение данной категории граждан в численности трудовых ресурсов обусловлено тем, что в пенсионный возраст вступают  граждане, родившиеся в 60-е годы прошлого века, когда наблюдался рост рождаемости,  эти «молодые» пенсионеры будут пополнять ряды работающих за пределами трудоспособного возраста.

Численность иностранных трудовых мигрантов по сведениям Севастопольстата в 2016 году составила 3,6 тыс. человек. По информации Управления МВД РФ по городу Севастополю к 2021 году их число уменьшится в 2,3 раза – до 1,6 тыс. человек, что соответствует тенденции снижения  объемов привлечения иностранной рабочей силы в целях защиты регионального рынка труда и обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан.

Численность неработающих инвалидов и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях, в 2017 году составит (оценка) 4,3 тыс. человек, что на 2,4% больше, чем в 2016 году. По прогнозу отделения Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю  тенденция увеличения  значения данного показателя в 2018-2020 годах  сохранится.

Состояние занятости населения в городе Севастополе в предстоящие годы будет определяться степенью активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики, регулироваться масштабами реализации инвестиционных и инновационных проектов, создающих новые рабочие места, эффективностью мероприятий по легализации трудовых отношений.

В частности, участники свободной экономической зоны в порядке статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по состоянию на 01.10.2017 задекларировали создание 5827 рабочих мест в 9 видах экономической деятельности. Около 30% рабочих мест планируется создать в обрабатывающих отраслях, немногим более 28% — в сфере услуг, 17,3% — в топливно-энергетическом комплексе.

В прогнозном периоде сохраняющийся рост численности рабочей силы города Севастополя будет сопровождаться увеличением общей численности занятого населения, с 181,3  тыс. человек в 2016 году до 203,3  тыс. человек в 2020 году.

В отсутствие сильных негативных шоков в экономике, на фоне внедрения механизмов рационального использования трудового потенциала и   реального расширения векторного пространства занятости населения, прогнозируется и дальнейшее снижение уровня безработицы в определении методологии МОТ, который к 2021 году составит 5,0% численности рабочей силы города Севастополя.

С учетом изложенных факторов и заданного макроэкономического сценария на протяжении всего предстоящего периода прогнозируется поступательное увеличение  численности занятых в экономике города, которая в 2020 году составит 194,7 тыс. человек, что на 13,7% больше  показателя в базовом 2016 году.

Прогноз учитывает отраслевые приоритеты развития города Севастополя, к которым относятся развитие  промышленного комплекса и портового хозяйства, судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника,  развитие сельского хозяйства,  развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры,  туризм, энергосбережение, развитие гуманитарно-социальной сферы. Эти направления предполагают формирование новой  структуры валового регионального продукта по видам экономической деятельности и структуры занятости населения.

К 2021 году предположительно 60% будут заняты в реальном секторе экономики,  25% — в бюджетной сфере, 15% — в сфере услуг, финансовом секторе.

На  фоне прогнозируемого роста производства к 2021 году по сравнению с 2016 годом ожидается увеличение численности занятых по следующим видам экономической деятельности: «строительство» — на 27,8%,  «транспортировка и хранение» — на 25,9% , «обрабатывающие производства» — на 10,7%, «сельское хозяйство» — 17,1%, .

Так, увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах связано с наметившимися перспективами работы основных промышленных предприятий города Севастополя, реализацией проектов участниками СЭЗ, прогнозными темпами промышленного производства.

Рост численности занятых в сельском хозяйстве связан с реализацией программ государственной поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в данной сфере, в том числе малых форм хозяйствования, путем предоставления начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта на создание и развитие крестьянского, фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство, субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы.

Реализация мероприятий ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» предполагает строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования, строительство и модернизацию дорог. Прогнозируемый рост объемов строительно-монтажных работ будет сопровождаться увеличением численности занятого населения в строительной отрасли.

Реализация крупных транспортных проектов, организация транспортно-логистической деятельности, планируемое создание системы складов и баз хранения и распределения товаров в интересах организаций города и подразделений МО РФ, пополнение парка городского пассажирского транспорта будет способствовать увеличению численности занятых в  таком виде экономической деятельности, как «транспортировка и хранение».

В непроизводственной сфере к 2021 году  возрастет число занятых в таких видах экономической деятельности: «деятельность финансовая и страховая» (на 10%), «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (на 8,7%), «оптовая и розничная торговля» (на 4,4%), «деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (на 6,5%), «образование» (на  5,5%).

Прогнозное увеличение численности занятых в области здравоохранения связано со строительством новых учреждений первичной медико-санитарной помощи и других объектов системы здравоохранения, реализацией мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами (меры социальной поддержки, решение социально-бытовых вопросов, расширение сети учебных заведений и др.).

Введение дополнительных мощностей в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования в прогнозном периоде, реализация мер социальной поддержки и модернизация системы оплаты труда работников образовательных учреждений будет сопровождаться ростом численности занятых в сфере образования.

Численность занятых по виду экономической деятельности «государственное управление и обеспечение военной безопасности» снизится к 2021 году относительно отчетного 2016 года на 15%.

Численность населения, не занятого трудовой деятельностью, снизится на 10,4% и в 2020 году составит 81 тыс. человек. В составе незанятого населения численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, в соответствии с прогнозными оценками Департамента образования города Севастополя, в прогнозном периоде вырастет до 17,6 тыс. человек (на 12,8% к показателю отчетного 2016 года).   Численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке стабилизируется на уровне 1,2 тыс. человек (1,5%). Численность прочих категорий населения, не занятых в экономике, снизится до 62,2 тыс. человек против 73,7 тыс. человек в базовом 2016 году (-15,6%).

В ходе проведенной работы был выявлен целый ряд проблем.

Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 КДЕС ред.2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, который вступил в действие с 01.07.2016 (далее – ОКВЭД).

Таким образом, данные предварительного баланса за 2016 год  в разрезе ОКВЭД по отдельным позициям условно корреспондируются с ожидаемыми показателями на 2017 год и прогнозными показателями на 2018-2020 годы.

Следует отметить и низкую осведомленность некоторых исполнительных органов государственной власти города Севастополя  в вопросах численности занятых в курируемой сфере, как в текущем, так и в прогнозируемом периоде, ввиду отсутствия внутриведомственной статистики и ретроспективы статистических наблюдений.

В этой связи значения некоторых показателей, касающихся распределения численности занятых в экономике по разделам ОКВЭД,  основывались на данных обследований рабочей силы,   рассчитывались с применением статистических методов, экспертных оценок и сопоставления сведений из нескольких источников.

Оценка сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном периоде.

По текущим оценкам наличие и распределение трудовых ресурсов города Севастополя практически сбалансировано. Эти данные указывают на то, что при заданных темпах развития экономики имеющихся трудовых ресурсов может быть достаточно для удовлетворения кадровых потребностей экономики города.

Но принимая во внимание, что прогноз баланса трудовых ресурсов осуществлялся в первый раз, в условиях ограниченной статистической базы для анализа и прогноза, сбалансированность трудовых ресурсов на 2018-2020 годы будет нуждаться в проверке и возможной корректировке с учетом данных отчетных балансов трудовых ресурсов за 2016 и 2017 годы.

Вопросы и ответы на форуме Севастополя

Анонсы мероприятий

22 мая

Выездной прием граждан специалистами Управления труда и социальной защиты населения

25 мая

Выездной прием граждан специалистами Управления труда и социальной защиты населения

Подробнее
Контакты
Режим работы c 9-00 до 18-00

8(8692) 53-70-58

dtszn@sev.gov.ru